Родителям рекомендуется:
- рассмотреть вместе с ребенком посуду: кухонную, чайную, столовую;
- показать, где хранится дома посуда ( в шкафу, в буфете, в серванте, в столе);
Это важно! Игры и упражнения рекомендуется закреплять с использованием натуральных предметов в бытовых ситуациях на кухне, так же можно использовать картинки.
Соотносить по признакам: кухонная, столовая, чайная, стеклянная, металлическая. Кофейная, фарфоровая, глиняная, хрустальная, эмалированная, керамическая, деревянная, красивая, блестящая, чистая, глубокая, мелкая, хрупкая, бьющаяся, повседневная, праздничная и др.
«Подбери признаки «(не менее пяти признаков):
Чашка (какая?) – …
чайник (какой?) — … и.т.д.
Игра «Я накрываю на стол»
- Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь пить чай? Я буду пить чай. – Я поставлю на стол чашку, блюдце, чайник, чайную ложку, сахарницу, конфетницу… - Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь обедать? Я накрываю стол к обеду. – Я поставлю глубокую тарелку для супа, мелкую тарелку для второго, положу столовую ложку, вилку, нож.
«Часть и целое»
Цель: активизация словаря, употребление существительных в родительном падеже с предлогом. - Скажи, что есть у чайника. – У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко, стенки. - Скажи, что есть у кастрюли. – У кастрюли есть дно, стенки, крышка, ручки. - Скажи, что есть у чашки. – У чашки есть стенки, дно, ручка.
«Кто больше подберет слов»
Чашка (что делает?) – стоит, украшает, разбивается, лопается, падает…
Чашка (какая?) – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная…
Ложка (какая?) – столовая, металлическая, блестящая, серебряная, новая, чистая, грязная, новая, старая, чайная…
То же с другими предметами посуды.
«Подбери слова и закончи предложения» Мама суп … (варит, наливает, ест) Бабушка котлеты … (жарит, готовит) Папа чай … (наливает, заваривает, пьет) Я чашку … (мою, вытираю, ставлю)
«Из чего делают посуду?» «Какая посуда?»
Моя вилка из металла. – Она металлическая. Мой нож и пластмассы. – Он пластмассовый. Моя тарелка из глины. – Она глиняная. Моя чашка из стекла. – Она стеклянная. Моя чашка из фарфора. – Она фарфоровая.
«Подбери слова»
Цель: упражнение в согласовании существительных с прилагательными в мужском, женском, среднем роде.
- Про какую посуду можно сказать «стеклянный», «стеклянная», «стеклянное»?
Стеклянный – стакан, бокал, чайник Стеклянная – ваза, чашка, тарелка Стеклянное – блюдо, блюдце
- Про какую посуду можно сказать «металлический», «металлическая», «металлическое»? Металлический – нож, стакан, чайник, половник Металлическая – кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, кружка Металлическое – блюдо
То же с другими словами – признаками.
«Было и нет»
Цель: употребление в речи имен существительных в родительном падеже.
Я убирал(а) со стола. На столе нет тарелки, нет чашки, нет ложки, нет кастрюли….
-Чего нет у чайника? (у чайника нет крышки, нет носика, нет ручки).и.т.д.
«Большой – маленький»
- Я назову большую посуду, а ты маленькую, необходимо употреблять слово маленькая Чашка – маленькая чашечка ложка – маленькая ложечка сковорода - сковородочка блюдце – маленькое блюдечко кастрюля – маленькая кастрюлька нож – маленький ножичек
«Прятки»
Где нож? – Нож в ящике, на столе Где суп? – Суп в кастрюле, в тарелке, в ложке Где чайник? – Чайник на столе, в буфете, в шкафу и. т.д.
«Расскажи о посуде »
Составление рассказов о посуде, называть части посуды, материал из которого сделана посуда, какую посуду используют на завтрак, на обед, на полдник, ужин и для каких целей.
План рассказа Назови что это. Назови части. Из какого материала сделана? Для чего используют?
Это чайник. У чайника есть носик, ручка, крышка, стенки и донышко. Чайник сделан из стекла. В нем заваривают чай.
ЗАГАДКИ
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
Я — услужливый пузан.
Всех охотно угощаю.
То молчу, как истукан.
А то песни распеваю. (Самовар)
В небо дыра, в землю дыра,
А посередине — огонь и вода. (Самовар)
Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий:
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик. (Самовар)
Никогда не ест, а только пьёт;
А как зашумит — всех созывает. (Самовар)
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальёт. (Самовар)
Крупной медной головой
Нам кивает важно,
Был он раньше углевой,
Пар пускал отважно.
Хоть остался он пузатый,
Важный, металлический,
Только чаще он, ребята,
Нынче электрический. (Самовар)
Стоит поп на мосту,
Кричит: «Всех оболью!» (Самовар)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит. (Самовар)
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
Комментариев нет:
Отправить комментарий